ПРОЕКТ 365 ДНЕЙ

« Назад

247-ой день. Звали его Потап  23.11.2017 22:10

Звали его Потап . С детства этот чудак много читал. Настолько много, что даже выходил на улицу с книгой .

Приходил в назначенное место  будь то школа или  какой-нибудь кружок ..  магазин .. окидывал несколькими взглядами обстановку и снова в книгу .. Дело в том, что он мог все делать, не отрываясь от книги .. 

И что интересно .. даже учителям отвечать он мог на несколько минут отвлекаясь , а потом снова начинал читать . Было у Потапа сразу несколько книг, которые он читал . На уроке .. это учебники .. дома .. это художественная литература про ковбоев .. 

И вот что интересно .. когда его друзья звали в футбол поиграть или в кино сходить .. он неизменно отвечал: 

- Зачем? Все в книгах написано. Там такая жизнь уже прожита ..  я ее сначала изучу, потом приступлю к этой..

 

И однажды мама  решила поговорить с сыном: 

- Сынок, как тебя сюда вернуть? Как тебя этой жизнью заинтересовать.. В книгах одно ..но здесь .. Ты упускаешь такие интересные моменты.

- Мама, не начинай .. ты снова сейчас будешь мне говорить о птичках за окном ..  о листве багряно-золотой или какой там .. 

- Нет .. не буду .. я лишь тебе хочу сказать.. чтобы за книжными героями ты не забывал смотреть на настоящих живых людей .. Ведь книжки живыми людьми пишутся или писались..

Может мама не была настолько убедительна .. или вообще не хотелось слушать и внимать её аргументам .. 

Но Потап снова и снова уходил  в свою комнату  и начинал читать.. 

Но вот однажды .. он как обычно зашел в комнату, сел на свою кровать с книгой в руках..  и что-то произошло ..  сам парень и не осознал этого .. Внутри глазного яблока  произошел какой-то щелчок .. картинка подернулась..  несколько раз . Он попытался зафиксировать взгляд на странице книги .. но не мог .. картинка скакала .. потом стала расплываться .. и темнота .. 

- Что это ? Мама , что это ? я не вижу .. 

На громкие вопли сына, вбежала мать .. 

- Сынок , все в порядке? 

Сын стоял  и невидящим взором  смотрел в сторону матери 

- Я ослеп .. 

- Что ? Не может быть ..

Офтальмолог сказал .. что не понимает, что с глазами .. почему мальчик не видит .  Потом еще куча врачей .. консилиумы, советы ..  и куча  обследований, но ничего. Найти причину не могли .. 

Все это время Потап не мог читать .. Без чтения он был неуклюжим .. ходить в школу он не мог ..  делать уроки тоже ..  вот так сидел он дома ..  брал одну книгу за другой и начинал перелистывать страницы, вслушиваясь в шуршание страниц.. 

 

- А у тебя свое шуршание у листов .. А у тебя какая мелодия… 

Он так внимательно прислушивался, что день ото дня начинал слышать малейшие отклонения в  звуках шелеста страниц .. Ты наверно о приключениях ..  уж очень смело у меня страницы из рук выскакивают .. 

- Мама, это как называется книга 

- Айвенго .. 

- Вот..  угадал .. 

Вот так целыми днями и сидел Потап .. прислушиваясь к разным звукам .. 

В конце концов мама не выдержала .. и дала сыну книгу для слепых с шрифтом Брайля .. здесь рельефные буквы были сделаны из точек .. 

Сначала ничего не получалось .. Но потом Потап освоил этот метод чтения .. Перечитал все что было .. К сожалению книг для слепых очень мало . 

- Мама, почему так мало книг с таким шрифтом.  

Та не знала что ответить ..Почему в нескольких библиотеках района нашлось подходящих книг .. 

На семейном совете было принято решение продолжить ходить в школу.. Потап сидел и  просто слушал на занятиях .. ничего не писал .. слушал . И как ни странно многое запоминал .. и потом устно отвечал замечательно. По интонации голосов учителей и учеников он понимал, кто в каком настроении..Но слышать голоса без картинки было трудно!

 

- Мама, я не хочу ходить в школу . Я сдам весь курс школы из дома .. Да ему невыносимо было  слышать голоса его друзей  по классу ..  а самому сидеть за партой ..не в силах сдвинуться с места..  Хотя уже Потап отлично передвигался по школе..  он узнавал куда нужно идти по звукам .. у каждого этажа есть характерный звук .. у каждой аудитории тоже ..  по дороге домой  куча своих звуки ..

 Школа была рядом с домом и он добирался самостоятельно.. Так как все книги .. что имелись в библиотеки доступным ему шрифтом он изучил .. делать было нечего .. он  стал описывать на диктофон  словами те звуки и ощущения , которые рождает в нем тот или иной предмет .. та или иная комната ..  человек ..  обстановка ..  дорога ..  Все описывал мимо чего  проходил .. чего притрагивался . И это было не просто холодное ..горячее .. ветряное или громкое .. Нет .. он находил особые слова, чтобы выразить чем уникален тот или иной  ..  что его отличает из множество звуков.. из множество запахов от всего остального мира. Почему его выделило пространство  в такие формы .. почему   этот предмет вот такой ..  Он много думал .. много говорил .. одна пленка за другой заканчивались . Но он только приобретал больший азарт .. Он добился таких четких интерпретаций , что родители поражались ..

- Мама, сегодня утро пахнет парным молоком.. а твои волосы шелестят .. как листья деревьев в июле .. 

- О .. , - маму обезоруживали слова нынешнего ее сына .. Как он говорил .. какие слова..  это чудо ..  как он чувствовал каждого ..  да что там о людях.. все ...как он описывал. 

 

И однажды Потап сказал .. я напишу книгу .. 

- Как, сынок , ты не видишь? - удивился отец 

- Папа, мама , помогите .. я буду говорить на диктофон .. а вы потом напишите. 

Родители они верные друзья по жизни ..  начали помогать .. 

И вскоре книга была готова .. называлась она "Жизнь в жизни внезапно ослепшего мальчика"

Тема настолько была необычна.. что  первый издатель .. может это и удача,  согласился на печатать .. 

В день выхода книги .. было очень волнительно . Презентация была назначена  в книжном магазине .. Потап встал.. все лежало на своих местах .. он это знал .. но встал он как-то необычно  чуть пошатываясь .. Волнения не было ..  но что-то было не так .. И вдруг сильное давление на глазах.. Потап зажмурился .. 

- Что это? - закрывая руками глаза, выкрикнул Потап.  

Глаза болели .. и вдруг картинка ..  он ясно ее видел ..  вторая , третья .. и вот уже Потап перед собой видит ..  сначала в тумане .. потом все яснее и яснее. 

Возглас радости вырвался .. 

- Мама, я вижу ,  я снова вижу .. Люди .. Люди .. 

Несказанное счастье охватило присутствующих, а родители стояли ошеломленные .. Присутствующие удивлялись сему чуду.. 

 

- Будучи внезапно ослепшим, я стал чувствовать предметы, людей и   все окружающее пространство.   Чем больше я внимание уделял своим ощущениям, тем  разнообразнее становился мир вокруг меня .. приобретая  свою уникальную окраску, звук ..  и аромат, форму. То что  я ощущал пальцами и то, что чувствовал не всегда совпадало.. 

 

Как Потапу вернулось зрение,  стал он много ходить с закрытыми глазами .. Чтобы узнать лучше человека он обязательно закрывал глаза  и сосредотачивался, оказавшись в незнакомой местности ..  он делал то же самое ..Он отключался от внешнего мира и погружался в свои ощущения. 

 

Однажды понял .. зачем все эти испытания для него даны были ..  А понял когда .. он начал описывать свои  чувства , которые рождает тот или иной человек , предмет .. пространство, да все что угодно ..  

Он так говорил о человеке,  описывая его .. что тому хотелось плакать..  настолько все было необычно .. 

- Это правда я? Неужели так правда? - не верили слушающие о себе.  

Потап так описывал ненавистный кому-то предмет,  что его человек начинал любить снова с большей силой .. и в этой любви было что-то новое .. 

Он так мог  почувствовать связь между людьми  и описать ее .. что супруги которые думали , что все их больше ничего не связывает .. начинали смотреть на свои отношения по-новому .. 

И тогда вдруг Потап понял ..  он понял , почему  чтение .. оно учило сосредотачиваться.. оно учило набирать и накапливать  словарный запас ..  запас фантазийных образов ..а зачем слепота .. Тоже учитель .. пришла она чтобы научить парня прислушиваться, ощущать, чувствовать,  а потом облекать свои ощущения в нимб слов.  Именно нимб .. когда он произносил словами свои ощущения .. то как будто из энергии произносимых слов строился нимб над предметом, человеком. отношениями … над тем, что он сейчас описывал.

 

Был такой случай..  когда Потап оказался доме престарелых по приглашению.. рассказать о книге .. поднять дух незрячих…. Подошел он  к сухенькой старушке Татьяне Михайловне ..У нее не было сил даже подняться с постели .. 

 

- От вас пахнет ирисками ..  такими сладкими .. ароматными. Тягучими .. кажется вот девочка бежит в магазин  и на деньги,  данные ей матушкой вместо хлеба она покупает пакет ирисок .. Как не купить , ведь они появились в магазине ..  а ведь их так давно не было .. Это ее мечта.. Она так давно хотела .. Бежит в припрыжку домой ..  а во рту десять ирисок .. Она счастлива .. 

- Да, она счастлива .. а потом фантики от ирисок девочка бережно хранила всю жизнь ..  как воспоминания  о самых счастливых мгновениях в жизни, - мечтательно и со слезинкой на глазах продолжила старушка. 

И она указала на тумбочку .. там в железной коробочке из- под индийского чая лежали плотно спрессованные фантики .. 

Татьяна Михайловна смотрела на  Потапа .. а Потап на Татьяну Михайловну .. и оба видели девочку с ирисками .. счастливую .. в нетерпении засовывающую в рот конфетки .. 

- Спасибо, молодой человек .. Пожалуйста, положите коробочку мне под подушку , - проговорила она с улыбкой .. 

Сестры удивлялись .. 

-Она молчала вот уже второй месяц ничего не говорила .. 

 

Однажды Потап сказал отцу: 

- Знаешь.. пап.. а от тебя пахнет шахматами ..  уверенностью ходов.. и пахнет словами "У моего коня своя дорога"

- Сынок .. , - отец от неожиданности поднялся с кресла, стал ходить взад вперед по комнате, потом подошел к сыну .7 я явно что-то обдумав .. обнял .. , - спасибо! 

Этими словами оказывается было пропитана все детство отца .. он это слышал от деда своего .. вдохновителя на все его поступки .. его кумира .. а что их объединяло так эта страсть к шахматам ..

- Годы многое стирают из памяти .. а вот видишь .. "запах счастья" оказывается в нас остается навсегда .. 

- Да, отец .. и что я заметил .. чем больше в жизни таких моментов у человека .. тем богаче и разнообразнее шлейф ароматов счастья от него исходит… 

- А можно эти моменты ведь самим создавать.. , - мечтательно произнес отец...

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: